Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С момента вынесения уголовно-процессуального решения сведения, которые являются основанием для него, приобретают несколько иной правовой режим. Они представляют собой доказательство по уголовному делу, поскольку юридически происходит признание того, что у них присутствует совокупность характеристик, присущих доказательству. В результате того, что собранные средства рассматриваются как основание для того, чтобы принять решение, можно говорить о юридическом признании лицом, которым было принято такое решение, допустимости и соответствия действительности сведений, относящихся к уголовному делу.
Доказывание – сердцевина уголовно-процессуальной деятельности. Его наиболее важным элементом считается собирание доказательств. Собирание доказательств представлено их обнаружением или истребованием, принятием и закреплением, т.е. фиксацией. Определение значения собирания происходит на основании того, что в дальнейшем все операции с доказательствами, перечень которых представлен их проверкой, оценкой и применением, могут осуществляться только в отношении уже собранных доказательств.
Цель доказывания – достигнуть истину, в качестве чего понимается то, что будут установлены фактические обстоятельства расследуемого события. Расследование таких обстоятельств должно происходить в полном соответствии с действительностью. Достижение такой цели со стороны уголовного судопроизводства происходит на основании доказывания, а то, при помощи чего происходит достижение этого – средство ее достижения, т.е. доказательство, получение которого должно происходить со стороны перечисленных в законе органов и лиц в законном порядке.
Можно говорить о том, что перечень доказательств в уголовном процессе представлен любыми относимыми, допустимыми и достоверными сведениями, используя которые у суда, прокурора и следователя есть возможность дачи ответа на правовой вопрос о том, присутствуют или отсутствуют обстоятельства, которые были бы значимыми для уголовного дела.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы проанализировать доказательств в пределах Российского уголовного процесса.
Со стороны такой цели курсовой работы произошло определение таких ее основных задач:
- раскрытие понятия доказательств в ходе уголовного процесса;
- приведение классификации доказательств.
Роль объекта курсовой работы отводится общественным отношениям, возникающим в сфере определения и классификации доказательств.
Предмет курсовой работы представлен нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, которое используется для того, чтобы урегулировать процесс сбора и применения доказательств в ходе уголовного процесса.
Изучение доказательств в уголовной науке было характерно для Арсеньева В.Д., Галкина Б.А., Белкина Р.С., Даниловой Л.С., Ильиной А.М., Лапинской П.А., Рыжакова А.П., Строговича М.С. и многих других.
В основе настоящего исследования находится диалектический метод научного познания, а также происходит применение таких методов социально-правового исследования: историко-правового и логико-юридического.
Нормативную базу курсовой работы составляет Конституция РФ, действующее уголовное, уголовно-процессуальное и гражданское законодательство РФ.
Глава 1. Понятие, свойства и значение доказательств в уголовном процессе
1.1 Понятие доказательств в уголовном процессе
Роль одного из наиболее важных в теории доказательств вопросов уже давно отведена вопросу, связанному с процессуальной сущностью доказательства.
Как считает выдающийся ученый-процессуалист М.С. Строгович, понятие доказательства обладает двойным значением .
Во-первых, в качестве доказательств происходит рассмотрение данных, связанных с фактами, обладающих юридически значимым значением, поскольку они позволяют установить наличие или отсутствие преступления. Такие факты используются для установки виновности или невиновности лица, которое подозревается в совершении преступления. Также они используются для установления и иных обстоятельств дела, которые влияют на степень виновности лица.
Во-вторых, доказательства являются теми предусмотренными со стороны закона источниками, на основании которых следствием и судом были получены сведения, связанные с имеющими для данного дела значительными фактами, и посредством которых представляется возможной установка таких фактов.
Необходимо отметить связь имеющихся в науке разных точек зрения в вопросах единства фактических данных и их источников с трактовкой, которая выбирается законодателем во время того, как определяется понятие доказательств и классифицируются их виды.
Принимая во внимание ст.74 УПК РФ, в качестве доказательств одновременно происходит рассмотрение показаний подозреваемого, показаний обвиняемого и показаний свидетелей. Перечень доказательств также представлен показаниями потерпевшего. Если говорить о доказательствах, то к ним относятся и мнения специалистов, экспертов, в т.ч. экспертные протоколы следственных и судебных действий, где происходит отражение такого мнения.
Можно говорить о формировании впечатления по поводу отсутствия противоречия в таком подходе. Ясно, что между упоминанием показаний как источника доказательств присутствует прямая связь с существующей спецификой в судебном разбирательстве, и условиями его устности и непосредственности (ст.240 УПК), которые говорят о том, что со стороны судьи требуется получение сведений, связанных с обстоятельствами, которые являются значимыми для дела, осуществляя их личное восприятие. Следовательно, ими должны быть увидены все доказательства в ходе судебного разбирательства, а не на основании письменных материалов дела. Основанием для построения судопроизводства является тот факт, что только на основании собственного восприятия судом могут быть сделаны выводы по делу .
Теория уголовного процесса характеризуется отсутствием единства мнений, связанных с вопросом тождества, представленного с одной стороны «фактическими данными» и с другой стороны – «данными о фактах».
Так, юридическая литература характеризуется разночтениями относительно данного вопроса. Для разных периодов в науке было характерно наличие неоднозначного толкования содержания доказательств, с которыми связывались такие разночтения.
Если принимать во внимание тот факт, что в факт в общем виде – это объективная реальность, существующая вне зависимости от человека, Л.М.Карнеевой, в частности, было отмечено, что в результате этого происходит исключение толкования доказательств как фактов. Факт, фигурирующий в логическом доказательстве, является знанием, выведенным на основании сведений о фактах. И такой факт не должен быть спутан с доказательством.
На сегодняшний день со стороны основной части ученых поддерживается такая точка зрения.
С перечнем доказательств, при помощи которых со стороны дознавателя, следователя, прокурора и суда происходит установка по уголовному делу обстоятельств, которые образуют предмет доказывания, и иных обстоятельств, значимых по уголовному делу, можно ознакомиться в ч.2 ст.74 УПК РФ. Необходимо отметить его исчерпаемость и невозможность расширительного толкования. Принимая во внимание УПК РФ, перечень доказательств представлен:
1) показаниями подозреваемого, обвиняемого (ст.76-77);
2) показаниями потерпевшего и свидетелей;
3) заключением и показаниями эксперта, специалиста (ч.1-2 ст.80);
4) вещественными доказательствами (ст.81-82);
5) протоколами следственных и судебных действий (ст.83);
6) иными документами (ст.84).
Одна из актуальных проблем в отечественном уголовном судопроизводстве заключается в вопросе о том, возможно ли ввести в уголовное судопроизводство, как заключение эксперта, результаты психофизиологического исследования, для проведения которого использовался полиграф.
Основной аргумент сторонников этого заключается в предположении о том, что существует т.н. психофизиологический феномен, смысл которого сводится к тому, что стимул, обладающий значимой в определенной ситуации информацией о событии, образ которого запечатлен в памяти, приводит к устойчивому формированию физиологических реакций, которые предъявляют в аналогичных условиях однородных стимулах, которые не касаются события, и не несут значимой информации для человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Монографии, статьи, специальная литература
4. Барыгина А. А. Доказывание в уголовном процессе. Оценка отдельных видов доказательств. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2019. - 277 с.
5. Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2020. - 304 с.
6. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда Российской Федерации: Сборник материалов судебной практики/ Учебник под ред. Боровикова В.Б. - М.: Экстра, 2018. - 386 с.
7. Гриненко А. В. Уголовный процесс. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2020. - 308 с.
8. Зуев Ю.Г. Уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей: курс лекций. Москва: Проспект, 2018. - 168 с.
9. Манова Н. С.,Францифоров Ю. В. Уголовный процесс. Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2020. - 244 с.
10. Основы уголовного судопроизводства: учебник для бакалавров / М.В. Бубчикова, В.А. Давыдов, В.В. Ершов и др.; под ред. В.А. Давыдова, В.В. Ершова. М.: РГУП, 2017. - 444 с.
11. Российское уголовное право/ Учебник под ред. Брагина А.П. - М.: Проспект, 2019. - 426 с.
12. Скурко Е. В. Состязательный процесс. — М.: Юридический Центр, 2018. - 66 с.
13. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.В. Смирнова. - М.: Спарк, 2019. - 570 с.
14. Уголовно - процессуальное право РФ/ Учебник под ред. Лупинской П.А., изд.3-е, перер. и доп. - М.: Юристъ, 2020. - 696 с.
15. Уголовный процесс Российской Федерации/ учебник под ред. Алексеева Н.С. - М.: Зерцало, 2021. - 459 с.
16. Уголовный процесс Российской Федерации/ учебник под ред. Божьева В.П., 3-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2019. - 704 с.
17. Уголовный процесс. Учебник для вузов/ Под ред. Рыжакова А.П. - М.: Норма, 2019. - 705 с
18. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: Экстра, 2020. - 603 с
19. Уголовный процесс. Учебник. / под ред. Булатов Б. Б., Баранов А. М. — М.: Юрайт, 2020. - 568 с.
20. Уголовный процесс/ Учебник под ред. Галузо В.Н. - М.: Зерцало, 2018. - 464 с.
21. Уголовный процесс/ Учебник под ред. Кобликова А.С. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2021. - 384 с.
22. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Радченко. - М.: Проспект, 2021 - 578 с.
23. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Спарк, 2019. - 634 с.
24. Францифоров Ю. В. Манова Н. С., Уголовный процесс. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2020. - 422 с
25. Шаталов А.С., Крымов А.А. Уголовный процесс. Практикум. — М.: Проспект, 2020. - 320 с.